rodline (rodline) wrote,
rodline
rodline

Category:

Большая клизма для истории или Колыванская ваза.

Из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонируется в Государственном Эрмитаже.


Проведём наглядное сравнение актуального рассказа о создании этой чаши и другого, известного российской публике на момент 1820 года, изложенного в Сибирском вестнике.
Использовать буду выше упомянутый рассказ из вестника и сведения из википедии. Сразу отмечу, что на сайте Эрмитажа я посмотрел данные на чашу: их там немного, только основные, и они совпадают с вики-данными.

Сходство версий.

Актуальная версия.

В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. .. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м,.. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.

Версия 1820 года.



Актуальная версия.

С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров.

Версия 1820 года. Здесь рабочих потребовалось почти вдвое больше, но даты совпадают.



На этом сходство версий заканчивается.

Различия.

Спасский, инициатор и главный редактор СВ, неверно оценил вес чаши, если он это делал "на глаз" (что маловероятно), либо же получил неверные цифры от некомпетентного лица. На этой детали акцентировать внимание не буду, лишь покажу цифры.

Реальный вес чаши составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире


По Спасскому (1820 год)

Я бы сказал, судя по описанию, что речь идёт о какой-то другой Большой Колывановской чаше. В метрической системе размеры описываемой чаши таковы: высота 1,46 метра и диаметры - 3,71 и 2,1 метра. Такие размеры соответствуют указанному Спасским весу чаши - 127 пудов или 2 тоннам.

Очевиден диссонанс:
- вес чаши, называемой Спасским равен двум тоннам, и вес камня, из которого была сделана чаша озвучен как 700 пудов или 11 тонн;
- вес же чаши, стоящей в Эрмитаже, равен 19 тоннам, и, с сохранением пропорции, камень должен весить под сотню тонн. Наверное будет неправильным эту пропорцию использовать и я сочту, что камень весил вдвое меньше (да простят мне это почтеннейшие читатели), то есть, 50 тонн.
- и вот самое интересное: по официальным данным камень весом в 50 тонн тащили 230 рабочих, а по версии Сибирского вестника камень впятеро легче тащили 400 человек за 8 дней.

Но это не всё. Главное отличие в датах.

Время находки камня, как я уже указал, обозначено одинаково в обоих случаях, 1815 годом. Дальше различия кардинальны. По версии Эрмитажа только в 1820 году из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Далее, к работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832—1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.
19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Загрузили чашу подетально на плоты и направились по реке Чусовой до реки Камы, из реки Камы в реку Волгу, по реке Волге бурлаками, затем по обводному каналу в реку Нева.
Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место.

Из сообщения Сибирского вестника



следует, что чаша уже в 1820 году была доставлена в Эрмитаж и установлена на приготовленном для неё месте.

Ещё одно различие - это имена архитекторов. В версии эрмитажа - это А. И. Мельников. По версии вестника - это Гваренги.

Как все мы понимаем, данный материал дает много пищи для размышлений.

В конце я выложу скан всей статьи.











Со мной согласится большинство читателей на предмет: если бы клизмы были такой же формы, как Колывановская ваза, то процедура мониторинга кишечника стала бы делом совсем неприятным. А для истории Большая Колывановская чаша из Сибирского вестника, начиная с этой статьи, станет Большой Колывановской клизмой.

Посткриптум.

Какое у Вас первое впечатление:
Версия Эрмитажа с 1849-м годом точна, и, тогда, Сибирский вестник, который сообщает об установке вазы в 1820 году, создан намного позднее?
Или официальная современная версия - суть сочинение на заданную тему. А не соответствие данных, публикуемых Спасским - результат доверия его непроверенным сведениям о размере и весе чаши? То есть он просто ошибся.

Или же чаш было две. О первой сообщается в Сибирском вестнике за 1820 год, и она была установлена в Эрмитаже. А затем сделали ещё одну - намного большую, которая затем и заменила собой первую чашу. Правда о такой замене нет нигде ни единого упоминания..


Tags: tempora mutantur, датировка, нифигаметрия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments