Category:

Агрикола лозоходство не приветствует, но, как джентльмен, описывает оное подробно.

Агрикола лозоходство не приветствует, но, как джентльмен, описывает оное подробно.


В то же время среди рудокопов идут частые и большие споры
относительно вильчатого прутика. Одни утверждают, что он
приносит им величайшую пользу в нахождении руд, другие это отрицают.
Некоторые из пользующихся этой палочкой сперва обрезают ножом
развилку ветви орешины, которую они считают наиболее подходящей для
нахождения руды, особенно если бы данный ореховый куст как раз и
рос над какой-либо рудой; другие же ввиду разнообразия металлов
пользуются различными рудоискательиыми лозами, а именно: ореховыми для
серебряных руд, ясеневыми для медных, сосновыми для свинцовых и,
особенно, для оловянных и, наконец, железными прутьями для
нахождения золота.

Те и другие берут вильчатый прут за его рожки, сжимая руки
в кулаки; при этом, однако, считается обязательным, чтобы сжатые в
кулак пальцы были обращены к небу и чтобы прут тем концом, к которому
сходятся оба его рожка, был приподнят кверху. Затем искатели руд с
этими прутьями пускаются бродить по горным местам. Как они уверяют,
лишь только они наступят на жилу, их прут поворачивается книзу,
указывая им на месторождение, а лишь только они ногу отставят и отойдут
от места этой жилы, он снова становится в их руках неподвижным. Так
вот, по их утверждениям, причиной движения лозы и является некая
присущая рудам сила, которая иногда столь велика, что наклоняет к себе
даже ветви растущих поблизости деревьев.

Те же, которые, наоборот, считают, что рудоискательная лоза не может
никакому основательному и серьезному человеку принести какую-либо
пользу, отрицают, что сила руд может являться причиной движения этой
палочки, ибо она приходит в движение не у всех, а лишь у тех, кто
прибегает ко всякого рода наговорам, в которые они верят, а то и просто
плутням. Они отрицают способность руд притягивать к себе ветви деревьев,
указывая, что искривляют деревья теплые и иссушающие испарения жил.

Сторонники рудоискательной лозы на это отвечают: причина того,
что сила руд не поворачивает к жилам лозу, находящуюся в руках
некоторых рудокопов или других людей, кроется в каких-то личных
свойствах этих людей, свойствах, которые мешают проявляться силе руд и
связывают ее; ибо, говорят они, сила руд поворачивает лозу к жиле
подобно тому, как магнит привлекает и притягивает к себе железо, а
сокрытые свойства некоторых людей ослабляют и уменьшают эту силу подобно
тому, как чеснок ослабляет* и удаляет силу магнита: магнит, натертый
чесночным соком, не притягивает к себе железа; магнит не притягивает
к себе и ржавого железа. Кроме того, касаясь обращения с палочкой,
сторонники рудоискательных лоз советуют не слишком слабо и не слишком
сильно сжимать пальцы, ибо, говорят они, если мы слишком слабо будем
держать палочку, она опустится книзу прежде, чем сила руды ее
действительно повернет, если же мы ее слишком сильно сожмем, сила наших
рук будет противодействовать силе руд и даже получит над ней перевес.

Таким образом, как они считают, необходимо пять условий для того*
чтобы рудоискательная лоза выполняла свое назначение: первое из них —
это величина прута, ибо сила руд не в состоянии повернуть слишком
большую палку; второе — форма прута, ибо если он не вилообразен, та же
сила, дескать, точно так же не может ее повернуть; третье — сила руд,
обладающая свойством этого притягивания; четвертая — правильное
обращение с прутом; и, наконец, пятое — отсутствие у держателей
рудоискательной лозы каких-либо сокрытых свойств, мешающих воздействию
руд на нее.

Из всего сказанного они заключают: если рудоискательная
лоза приходит в движение не у всех, то причина этого простая — либо в
негодном обращении с нею, либо в каких-то сокрытых свойствах
некоторых людей, противодействующих и препятствующих проявлению
указанной силы руд. При этом искатели руд с прутом, добавляют они, отнюдь
не нуждаются в том, чтобы прибегать к каким-либо его заговорам, ибо
для них совершенно достаточно умения правильно обращаться с ним
и отсутствия у них сокрытых противодействующих свойств.
Рудоискательная лоза может, таким образом, заключают они, быть полезной
вполне добропорядочному и серьезному человеку в отыскании руд.
Относительно наклоненных к рудам ветвей деревьев они больше ничего не
говорят, но остаются при своем мнении об этом.

Поскольку рудоискательная лоза является предметом споров и
порождает много разногласий среди горняков, я полагаю, что вопрос о ней
следует рассмотреть особо, на основе тех и других доводов. Волшебная
палочка, с помощью которой люди, прибегающие к ворожбе, ищут руды,
так же как и с помощью перстней, зеркал и хрусталей, может иметь
форму вилки, однако не имеет никакого значения так ли она сделана или
иначе, ибо здесь дело не в форме палочки, но в магических формулах,
которые мне здесь приводить не подобает и не хочется. Древние прибегали
к волшебной палочке не только в видах удовлетворения тех или
иных жизненных потребностей, но и изменения при ее помощи самого
образа вещей. Так, по рассказам еврейских книг, египетские волхвы
обращали жезлы в змей; у Гомера Минерва неожиданно превращает
волшебным жезлом старого Одиссея в юношу и затем обратно в старца,
а Цирцея подобным же образом: превращает товарищей Одиссея в
зверей и возвращает им вновь человеческий образ; точно так же и Меркурий
своим жезлом, кадуцеем, наводит сон на бодрствующих и пробуждает
спящих. Таким образом, волшебная палочка, по-видимому, впервые была
отнесена к рудам как заимствование из нечистых источников ворожбы.
Впоследствии, хотя основательные люди питают отвращение к ворожбе
и отвергают ее, волшебная палочка все же сохранилась в простодушной
массе рудокопов, применяющих ее в поисках руд, и с нею сохранились
следы ее древнего употребления.

Так как лозы рудокопов приходят в движение, хотя их обычно не
заговаривают, одни утверждают, что причина их движения кроется в
силе руд, другие — в особом обращении с палочкой, третьи — в том и
другом. Однако все вещи, которые обладают свойством притягивать к себе,
отнюдь не сгибают соответствующие предметы в дугу, а просто
притягивают их к себе. Например, магнит не сгибает железа, а притягивает его
к себе, и янтарь, нагретый трением, не вертит соломинку, а просто
притягивает ее. Подобным же образом, если бы сила руд имела одинаковую
природу с магнитом и янтарем, она не заставляла бы прут крутиться
столь часто, как вертится он в руках, но раз согнув его в пределах
полукруга, притягивала бы затем в прямом направлении к себе, и, если бы
человек, держащий лозу, не сжимал бы ее в руках, что противодействует
этой силе, она увлекала бы лозу к земле. Однако в действительности этого
не происходит, из чего с неизбежностью вытекает, что само обращение с
прутом тех, кто его держит, является причиной движения прута. Это
видно и из того, что хитроумные люди, пользующиеся рудоискательной лозой,
берут с собой не прямой прут, а вильчатый, и притом ореховый или
какой-либо иной настолько гибкий, что если его так держать в руках,
как они обычно сто держат, он у всякого человека, в каком бы месте
тот ни стоял, согнется в дугу. И не приходится удивляться тому, что прут
не вертится в руках новичков, ибо они либо слишком крепко, либо слишком
слабо сжимают его рожки. Однако горняцкое простонародье верит в то,
что с помощью рудоискательной лозы можно находить руды, так как
пользующиеся ею и в самом деле, хотя и случайно, наталкивались
иногда на них.

Но люди, доверяющиеся пруту, трудятся без пользы и изнуряют себя
шурфованием избранных таким образом мест не меньше, чем:
приобретатели неудачных паев. Следовательно, настоящий горняк, в котором мы
хотим видеть основательного и серьезного человека, не станет пользоваться
волшебной палочкой, ибо мало-мальски сведущий в природе
вещей и рассудительный человек понимает, что «вилка» ему в этом деле
никакой пользы не принесет, но что он имеет в своем распоряжении,
как я уже указал выше, естественные признаки руд, которыми он и
должен руководствоваться.