rodline (rodline) wrote,
rodline
rodline

Categories:

Московский метрополитен в человеко-часах

Объединил два поста автора.

Оригинал взят у torodinsson в Московский метрополитен в человеко-часах


Историческая справка:
К началу 1933 года было прорыто лишь 0,6 % от общей длины первой линии.
15 февраля 1935 года прошёл первый пробный поезд.

Т.е. в распоряжении метростроевцев 25 месяцев или 761 день.

Какой объём работ предполагалось провести?

По официальной информации, первую ветку метро в Москве начали проектировать в 1931-м, строить в 1933-м, а закончили в мае 1935-го.
Неплохая скорость: полтора года для первого метро в городе. А первого ли?
Взглянем на размер первого пускового комплекса: 11,2 км трассы, 13 станций.
"Грунта необходимо вынуть 2 З05 тыс. куб. м и уложить бетона 842,5 тыс. куб. м.
...
Все операции в шахтах - разработка, погрузка и размельчение породы, откатка вагонеток - также производились вручную. Проходка велась при сплошном деревянном креплении с разработкой сечения тоннеля по частям."
(с) Из книги "Метро" зам. нач. Метропроекта И.С.Шелюбского

Первые семь станций (от Сокольников до площади Свердлова) было решено строить "с закладкой на большую глубину закрытым способом безотлагательно".
При этом станции глубокого заложения представляли собой сооружения из трех параллельных тоннелей, между которыми располагалось 5-10 проходов.

На последнем, предпусковом, этапе особое внимание уделялось архититектурно-отделочным работам с использованием широкой палитры мрамора и гранита, добываемых в карьерах Крыма, Кавказа, Карелии, Урала. Для обработки облицовочных материалов был создан специальный завод, на Метрострое, с установками механизированной распиловки, фрезеровки и полировки плит. На станциях первой очереди была уложена в общей сложности 21 тысяча квадратных метров мрамора.

А вот как выглядел проект Московской Городской Железной дороги в 1902 году. Подвал здания и в нем едут поезда. Причем явно видно, что подвал-тоннель является частью здания, а не выкопан отдельно.


А вот как в 1936-м рисовали работу метростроевцев на почтовых марках. Гигантский тоннель, и вагонетка с землей, которую руками катит рабочий. Видимо, уровень механизации в начале 30-х был именно таков.

Предположим, что порода в тоннелях была аналогична углю в забоях, и технология добычи была аналогична.
Принимаем плотность 1,5т на кубометр, и стахановскую норму 100 тонн на человека (66,6 кубометров) за смену. Напомню, что нормой для шахтера на рубеже 30-х считались 9 тонн угля (6 кубов) за смену.
Следовательно, чтобы вынуть грунта 2З05 тыс.куб.м нужно 34924 стахановских смен. При трех сменах в сутки это 11641 стахановских суток. Пусть в тоннеле одновременно работает 18 забойщиков (2 щита), следовательно время проходки 646 суток или 1 год и 8 месяцев. Напоминаю, что все забойщики - "стахановцы".
По факту, риторика того времени была такая: "производительность труда строителей метрополитена была низкой...", "для строительства по-прежнему не хватало людей..."

В первом варианте успеваем, но попробуем с другой стороны. (если не принимать во внимание факт, что щиты работали только с марта-мая 1934-го, т.е. меньше года)
Если пересчитать объем вынутой породы через годовую норму одного шахтера в 30-х на Донбассе это 2 тыс.т в год, получаем:
2305 тыс.куб.м уменьшим на 0,6% и получим 2291170 куб.м грунта на 761 сутки это 3010 кубометров (4500 тонн) в сутки.
При пересчете в людей получаем 821 забойщика.
Примем диаметр тоннеля 5 метров (Хотя с диаметрами проходки под тоннели тоже не до конца ясно. В разных источниках диаметр тоннеля то 10 метров, то 7, то 5).
Площадь сечения 5-ти метрового тоннеля - 19,63 кв.м. Принимая площадь одного проходчика в 1 кв.м мы можем одновременно поставить в тоннель 19 человек (теоретически, конечно)
Т.е. одновременно нам нужно вести проходку 43 стенок или 22 отрезков тоннелей.

Судя же по существующему фото проходческого щита, одновременно работало всего 9 человек.
И тогда им нужно было разрабатывать 91 стену или 45 тоннелей одновременно. А это минимум 45 проходческих щитов. Которых "на самом деле", как известно, было только два!
Один английский «Markham», и один, скопированный с него, советский щит. Первый использовался с марта 1934-го, второй с мая.
http://www.leanok.ru/2015/09/prohodcheskie-shity-i-mokovskiy-metropoliten.html

Не успеваем катастрофически! Ну и вопрос, как стыковали эти куски тоннелей, оставим открытым.

Ну и еще напоследок.
За 30 лет до московского строился Лондонский метрополитен.
Фотографий его строительства десятки. А фотографий строительства московского кот наплакал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments