rodline (rodline) wrote,
rodline
rodline

Categories:

Методологи - Чиновничья грация в "апробации новации", Сибирская семейная газета, спец.выпуск, 1995г.

Данный материал может создать иллюзию немощи методологов - может для того и писалось (автора не ковырял), - иллюзии не верим.

"В Москве, примерно в пятидесятых годах, начали появляться группы методологов, которые претендовали на знание таких средств анализа действительности, которые позволяют сразу и навсегда определить, что в этом мире "правильно", а что "неправильно". В кружках Э. Неизвестного, М. Паламарчук или А. Зиновьева искали (и, что характерно, легко находили) истину. Методологи всерьез заявляли, что именно им дано овладеть истиной, скрытой от общества, и показать всем, "как надо".

Их продукт "коллективной мыследеятельности" - целая система понятий, взглядов и терминов. Желающих тратить время и здоровье на эту чепуху отсылаю к официально издающимся журналам "Кентавр" и "Вопросы методологии", а также к сочинениям главного шамана методологии, некоего Г. Щедровицкого. Творения эти среди серьезных ученых мало кому известны, потому что никому не нужны.

Но в конце семидесятых тот же Г. Щедровицкий "достиг и перестиг" коллег. Он создал особый инструмент "изменения сознания" людей. Называется "чудо" - организационно-деятельностные игры (ОДИ). Проведение такой игры - дело дорогое и долгое Заказчик ставит перед методологами задачу, платит деньги, арендует базу отдыха, пионерлагерь или иное место, где будет проводиться действо.

Сначала обучаемым внушают, что их будущее и будущее человечества зависит от того, как сейчас, сию минуту они решат поставленную проблему. Иногда она вообще надумана. Это называется: "проблематизация". Но даже если людям и есть, что сказать, методологи им этого не дадут. Их задача в том, чтобы доказать всем неспособность решить задачу без "учителей". Одновременно участникам навязывают "перевод" проблемы на язык методологов. Ведь "методология" - это "структура понимания всего". И о чем бы ни шла речь, ситуация описывается на рыбьем языке, придуманном Г. Щедровицким, со всеми "мыследеятелыностями", или теми же "осредствлениями".

Разумеется, методологи знают свой жаргон лучше всех, даже очень умных, опытных и умелых. Когда люди окончательно поймут, что мышления у них до сей поры не было, что спасение - только в руках методологов, они должны "самоопределиться". Нет, не разъехаться с ОДИ. А разбиться на группы, каждая из которых разрабатывает определенную позицию по отношению к "проблеме". В каждой группе "шаманствует" свой игротехник. В итоге группа должна представить на общее собрание коллективно созданный доклад. Задача игротехника - подбрасывать участникам "средства", с помощью которых можно решить задачу: разного рода схемы, построенные на "редукции проблемы к одному из ее параметров". Ну и, конечно же, непременно использовать соответствующие понятия и термины. Это называется - "осредствление". К концу ОДИ участники должны растоптать свой профессиональный и жизненный опыт. признать интеллектуальное превосходство методологов и говорить исключительно на их языке. В таком виде методология уже годится для практического использования - для того, чтобы "изменять сознание" и "формировать мышление" народных масс.

В Красноярске методологов взяли под крыло в университете в 1985 году. "Открыли" их те самые люди, которые только что носились с другим "чудом" - с КСО. Виктор Болотов, Исак Фрумин, Борис Хасан - вот имена людей, которым мы с вами стольким обязаны! "Оргдеятельностные игры" стали применяться для проектирования всего красноярского образования. Уже в августе 1986 г. Г. Щедровицкий "проблематизировал" и "осредствил" невероятное количество педагогов на первой ОДИ на базе университета. Ведущую роль в этом играла структура ОДИ "Эврика" которая очень быстро переросла в свободный Университет "Эврика". Создал эту систему некий Александр Адамский. До 1985 года он трудился в "Учительской газете" и занимал весьма скромную должность заведующего отделом писем. В конце восьмидесятых годов спрос на новации был велик.

Страна возжаждала духовного окормления с Запада, и А. Адамский взял на себя ту миссию. Скажем, пакет документов о школе М. Монтессори, о Роджерс-психологии или Вальфдорской школе стоил "всего-навсего" 60 тысяч рублей. Тогда на эти деньги можно было купить 4-5 хороших кооперативных квартир. Стоит ли говорить, что ни одна из "Программ развития" никогда не была реализована. Они не для этого предназначались. И семинары, и программы - типичный фиктивно-демонстрационный продукт, который можно только демонстрировать и говорить, что у тебя "это" есть. А использовать нельзя. Семинар А. Адамского, состоявшийся в ноябре 1998 года, обошелся городу в десятки тысяч рублей. Точные цифры охраняются яростнее, чем драконы охраняли груды золота. Методологи очень помогли чиновникам от образования в решении их, чиновников, проблем. Методологи помогли чиновникам сохранить кресла во всей политической круговерти, помогли и помогают аккуратнейшим образом выдавать фиктивно-демонстрационный продукт. А также распределять бюджетные средства не без выгоды для себя. В любую секунду можно гордо сказать что-то в духе: "Позвольте! Мы руководствовались только советами видных ученых, знаменитых методологов таких-то и таких-то! Польза этого проекта несомненна. Он прошел апробацию в школе № 106!". Хорошо бы еще добавить, что на эту школу обычно уходит в 8-10 раз больше средств, чем на другие. Так пусть голодают педагоги! Методологам деньги куда как нужнее..."

А вот оценка Максима Соколова (Прогресс - это симптом. Об одном лжеучении, распространяющемся в нашем отечестве, Эксперт, 14.08.2000 г., № 29):

"Суд Щедровицкого решителен: "Национальные государства оказались не готовы к новой глобальной ситуации; в последней четверти XX века они все более превращаются в ансамбли противоречивых национальных интересов, в несистемные коллекции хозяйственных и социокультурных регионов... Постнациональная государственность может быть выращена в инкубаторе империй нового поколения - культурных и экономических". П.Г. Щедровицкий в своем желании показать, что национальное государство - это нечто до неприличия ветхое и старорежимное, замечает, что это - "девятнадцатый век".

С одной стороны, не очень ясно, в чем тут пафос уничижения. Электричество, хирургический наркоз и железная дорога - это тоже XIX век, что, однако же, еще не есть достаточное основание для отказа от этих полезных установлений. Тезис об отмирании (вар.: устаревании) национального государства в США как-то вообще не поднимается (хотя самой передовой в постиндустриальном отношении державе мира странно было бы не являться передовой и в этом отношении), о японском, китайском, корейском устаревании/отмирании также ничего не слышно. В видах упразднения национальных государств ФРГ пошла на воссоединение с восточногерманскими землями и уже издержала на бесперспективное расширение немецкого национального государства полтора триллиона марок.

Налицо какая-то странная инверсия андерсеновской сказки про новое платье короля: все ходят более или менее основательно одетые, но при этом дружно уверяют друга друга - и в особенности новоприбывших новичков - что: а) в одежде уже нет никакой надобности; б) на самом деле они совершенно голые, ибо таково веление бога Кислорода.

Для полноценного же распространения и поощрения знаний необходимо, по мысли П.Г.Щедровицкого, противопоставить пронизывающим мир могучим сетям и силовым полям свои сети и поля - "транснациональный русский мир - разбросанные по миру большие и малые сообщества, говорящие и думающие на русском языке". Поскольку все эти поля и сети почему-то до буквальности напоминают описанные в "Протоколах сионских мудрецов" средства для укрепления владычества евреев над миром, очевидно, имеется в виду, что всемирному жидомасонскому заговору надо противопоставить эквивалентный и равномощный всемирный жидороссийский заговор - клин клином вышибают.

Разобранное тут странное учение обязано было возникнуть. С одной стороны, "без идеологии нынче труба", и каким-то образом прислониться к русскому вопросу обязана любая партия - хоть правая, хоть левая. С другой стороны, СПС, как уверяют его лидеры, - партия подлинных русских европейцев, следственно, русский вопрос должен быть подан в европейском духе, как они его понимают - т. е. в духе оптимистического прогрессизма.

Наконец, они никогда не задумывались о метафизических основаниях правой идеологии, да это им и не надо было - "рынок все расставит по своим местам", а если не расставит, придумаем другого расставляющего субъекта (сети, силы и поля). Был заказ на бога Кислорода в улучшенном и дополненном издании, каковой заказ П.Г. Щедровицкий мастерски выполнил. К собственно правой идеологии это, конечно, не имеет никакого отношения, но это уже вопросы к заказчику продукта."
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments